«Служить или не служить?» – такой вопрос не стоит перед современным молодым человеком призывного возраста. Всякий здравомыслящий, амбициозный, как говорят, продвинутый, парень понимает, что без службы в армии в дальнейшем будет очень трудно построить успешную карьеру. Это, как минимум, если не говорить о высоких чувствах. Сегодня потенциальный солдат все чаще задается вопросом «пойти на срочную службу или служить по контракту?». Возможность поступить на контрактную службу появилась в России давно, а вот сделать это без прохождения «срочной» службы стало возможным только в 2017 году. Теперь молодые люди имеют право выбирать: отслужить год на общих основаниях или подписать контракт на два года. О собственном опыте контрактной службы нам рассказал заринчанин Николай Губин.
Этого светловолосого симпатичного юношу знают в лицо многие в городе. Вот уже несколько лет он и его фотокамера – неизменные участники городских мероприятий. Губин – молодой фотограф, но уже имеет свой собственный взгляд на мир, его отличают рассудительность, деликатность и интеллигентность, что по нынешним меркам, пожалуй, редкие качества для молодых людей. С осени Коля проходит службу в рядах Российской армии. Служит по контракту. Недавно мы встретились на «Лыжне здоровья», оказывается, молодой человек пришел в отпуск. Через несколько дней он стал гостем редакции «Нового времени».
Николай учился в третьей школе (которая, похоже, является не только «кузницей кадров» КВН, но и альма-матером молодых заринских фотографов. Сергей Борисов, Соня Андреева, тоже оттуда). Затем в Заринском политехническом техникуме получил профессию мастера по обработке цифровой информации.
– А как ты узнал о контрактной службе?
– В техникум приходили представители Залесовской воинской части, рассказывали о ней, приглашали к себе.
– Ты сразу принял решение пойти в контрактники?
– Нет, думал достаточное время, взвешивал «за» и «против», колебался, все-таки, два года…
– А как мама отнеслась к такому выбору?
– Мама, кстати, была «за»!
Определившись в пользу контракта, молодой человек объявил о своем решении в городском военкомате, собрал необходимые документы и затем отправился в пункт отбора на контрактную службу в Барнаул.
– Тебе было принципиально, в каких войсках служить?
– Нет, мне хотелось быть ближе к дому, поэтому выбрал Бийск.
Признаться честно, словосочетание «служба по контракту» у меня вызывает стойкие ассоциации с горячими точками, суровыми условиями выживания и прочие страхи. Рассказ Николая очень сильно изменил мое мнение.
.. До места службы юноша добрался самостоятельно (никаких тебе эшелонов из общих вагонов, «набитых» призывниками, как помнится мне из советской юности). Первое время жил в казарме с солдатами-срочниками, затем, получив подъемные, снял квартиру в Бийске и стал ездить в армию, как на работу. Чудеса да и только!
– Что было самым сложным в первые дни?
– Новая обстановка, незнакомые люди, новые правила и порядки. Я набирался опыта у ребят-срочников, старался делать все также как и они, у нас сложились хорошие, ровные отношения.
– А есть принципиальное разделение на срочников и контрактников?
– Определенная разница есть, но и на построение выходим вместе, и в команде, которая формируется ежедневно для выполнения какого-либо задания, есть и контрактники, и срочники.
– Я как, любая мама, сразу же интересуюсь: как кормят?
– Очень хорошо. Сытно, разнообразно, вкусно. Много.
– Коля, армия все-таки предполагает определенную физическую подготовку. У тебя со спортом как дела обстоят?
– Нормально. В техникуме бегал быстрее всех в группе на первом курсе, в волейбол играл. Помогли и уроки ОБЖ и БЖД, которые вели Вячеслав Юрьевич Урывкин и Константин Петрович Шульц. Мы и с оружием знакомились (автомат Калашникова) и в противогазах бегали. Изучали историю армии, персоналии, что, кстати тоже пригодилось.
– Ты по техникуму скучаешь?
– Каждый день вспоминаю.
– Когда ты себя почувствовал солдатом?
– Через месяц после подписания контракта меня послали в Казань на курсы выживания. То есть, курсы интенсивной подготовки военнослужащих по контракту. Нас из части было пять человек из разных подразделений. Жили в лесу в палатках. Пятнадцать двухярусных кроватей внутри, две печки. Это уже в ноябре было. Там на курсах были и полевые выходы в полном боевом снаряжении, и стрельбы, особенно впечатлили ситуации, когда приходилось стрелять из автомата, метать гранаты, ложиться под идущий танк…
– Было трудно?
– Было интересно. Честно говоря, я бы еще раз их прошел.
– Тебя этот опыт как-то изменил?
– Говорят, что да. И сам понимаю – стал более уверенным в себе.
– В наряды уже приходилось ходить?
– Весь январь: суточный наряд через сутки. На узле связи работал: в первые два месяца приобрел необходимые знания по профессии телефониста.
– Сейчас ты в отпуске. А в течение службы выходные бывают?
– Конечно. Суббота – неполный день, а воскресенье – обычный полноценный выходной.
– Ты не жалеешь о принятом решении выбрать контрактную службу?
– Нет. Этот опыт пригодится.
(Признаться, я думаю, что пригодится не только опыт. У Николая неплохая, особенно по заринским меркам, зарплата, особенно для девятнадцатилетнего юноши, вчерашнего студента. И перспективы ее роста есть).
– А по фотоаппарату там скучаешь?
– Безумно. Но по возвращении из отпуска мне разрешили взять с собой технику. Ее зарегистрируют, и я смогу снимать при случае (показывает рабочую сумку, в которой две камеры и несколько объективов).
– Ты дальнейшую жизнь с армией не собираешься связать?
– Скорее всего нет, мне хотелось бы развиваться или в области журналистики, или в программировании.
– А о карьере военного журналиста не думал?
– Мысли возникали, но… пока такого желания нет.
***
Я с удовольствием слушаю своего собеседника. Мне нравится, как Николай отвечает на вопросы, как формулирует ответы. Кто знает, а может быть, передо мной как раз и сидит будущий известный спецкор? Было бы интересно увидеться с этим юношей по окончании контракта. А еще я думаю о том, что мир действительно меняется. Когда-то мы об этом и мечтать не могли: ездить в армию как на работу, получать за это достойную зарплату, в дальнейшем иметь определенные преференции при построении карьеры в любой другой сфере. Служба по контракту предполагает наличие стабильной зарплаты, социального пакета, определенных льгот, денежных компенсаций, поощрений. Понятно, что армия – это не санаторий, и все сопутствующие трудности, и потенциальный риск никуда не делись. Но то, что государство вновь повернулось лицом к Защитнику Отечества – это не может не радовать. Защитника Отечества надо уважать!
Вероника Чебаткова.