Год службы за плечами
Нашего сегодняшнего героя – Илью Свиридова я вижу не в первый раз. Помню его еще по газетным материалам о военно-патриотическом клубе «Маргеловец», в который он пришел одним из первых. И вот уже Илья отслужил срочную службу – военная выправка, острый взгляд, подтянутая фигура… Совсем уже не мальчик – настоящий мужчина.
Любовь к армии у молодого человека началась с раннего детства – отец Михаил Михайлович служил в свое время в воздушно-десантных войсках, ведет парашютную подготовку в ВПК, каждый год вместе с сыном посещает мероприятия, посвященные Дню ВДВ. Неудивительно, что Илью заинтересовала армейская служба.
После окончания школы №3 поступил в Заринский политехнический техникум на сварщика, и в клуб «Маргеловец». Говорит, давно мечтал записаться в патриотическую организацию – прельщала военная форма и удостоверение курсанта. «Меня очень многому там научили, – рассказывает Илья, – не бросать товарищей, помогать им в трудную минуту, по-мужски переносить все тяготы и лишения. В будущем мне это очень пригодилось».
В армию Илью призвали осенью 2018 года. Как и полагается в таких случаях – с громкой песней, шумной пляской. Сильно расстраивалась мама, но что тут поделаешь, материнскому сердцу всегда тяжело принять факт, что ребенок уже вырос и уходит в свободное плавание.
На «папанке» долго не задержался. Прошел медкомиссию, и уже на утро следующего дня ему объявили, что служить придется в 62 Краснознаменной дивизии РВСН (в ракетных войсках) города Ужура Красноярского края. 20 человек отправились в путешествие по Сибири. Пока ехали, познакомились и даже подружились.
В часть Свиридов приехал уже готовым проходить воинскую службу – вспомнил навыки строевой подготовки, знание устава – все, чему учили отец и Александр Степанович Шабураков. За это парня похвалили и тут же отметили. Хотя на месте молодой человек сразу понял – многое из того, что было раньше в армии, в сегодняшней военной системе нет – давно уже забыли о дембелях и духах, как черпаках и слонах, не помнят уже здесь и о зарядке в сапогах и военной форме, им на смену пришла спортивная одежда и кроссовки, редко кто пишет письма, давно вошло в привычку звонить родным по телефону и не ходить в увольнение – такого сейчас в армии нет.
К режиму адаптировался быстро. В 6 утра подъем, затем зарядка на плацу, бег 5 км. Хорошо размявшись, солдаты идут в казарму, чтобы принять утренний туалет: моются, бреются (обязательно каждый день). Начинается проверка формы командующим составом, а потом осматривает врач – изучает кожные покровы, смотрит общее состояние. Никаких проблем со здоровьем не должно быть – любая болячка и сразу в лазарет.
Завтрак по расписанию в 8 часов утра. Сначала Илья сильно похудел – сказалась нервная нагрузка и питание совсем не как дома: «Нам предлагались на выбор два супа, на второе каша и что-нибудь наполовину мясное, салат из капусты». Душой кривить парень не стал – питание было слабоватым, но и к нему привык.
Заступал на боевое дежурство. В это время солдаты несли службу на особо охраняемых объектах с выездом за пределы части. Такие командировки длились по неделе. И перед каждой срочник проходил психологический тест. Кстати, в нынешней армии к этому очень серьезно относятся – после громких случаев с неуставными отношениями в частях, суицидами, расстрелами сослуживцев внимание обострено: у солдата не должно быть повода к подобным поступкам. Илья вспоминает, что были среди братьев-однополчан и те, кто подолгу не мог привыкнуть к новой жизни, много плакал и волновался. С такими велась профилактическая работа, как руководящим составом, так медицинскими работниками, и многие уже совсем скоро адаптировались, а тех, кто не смог прижиться, попросту провожали домой с «белым билетом».
Через полгода в торжественной обстановке на 9 мая Илье Свиридову вручили звание ефрейтора и назначили командиром отделения. Такой чести удостаиваются только самые надежные парни, какой и есть наш земляк. В подчинении у него было 7 человек, и со своей задачей он успешно справлялся.
«Мне всегда хотелось чем-то заниматься – так быстрее время идет, – говорит Илья, – самое сложное – ходить в наряд. Когда ты сутки стоишь на тумбочке, кажется, день никогда не закончится. Стрельбы, марш-броски, тревоги – они задают ритм, и время бежит быстрее».
28 октября 2019 года солдат получил увольнительную. Как говорится, от звонка до звонка прошел все тяготы и лишения армейской жизни. Обменялся номерами телефонов с сослуживцами, получил наставления от руководства. И поездом Ужур-Абакан-Заринск двинулся в путь. Форма была военная, поэтому на протяжении всего пути к нему было пристальное внимание со стороны пассажиров. Кто-то пожимал руку, кто интересовался, где служил, а кто просто восхищался – форма всегда к лицу мужчинам.
Приехал домой в 10 утра. На вокзале встречал отец – не тихо, беззвучно, со слезами, а громко, под марш славянки, так, как много лет назад он возвращался домой из армии. По дороге купили цветы, заехали, порадовали бабушку, а потом к маме, которая за этот год уже все слезы выплакала и с нетерпением считала минуты, когда на пороге появится ее сынок.
Отгремели «встречины», с огромной радостью Илья встретил друзей, им было о чем поговорить. Сегодня молодой человек готовится к новому этапу своей жизни – теперь уже совсем к взрослому, трудоустраивается на работу. Хочет заняться правоохранительной деятельностью, подал документы и ждет вердикта соответствующих служб. Куда завернет его дорожка судьбы, пока неясно, но армия сыграла в его жизни большую роль, мнение Ильи Свиридова непоколебимо: «Каждый мужчина должен отслужить». И с ним нельзя не согласиться.
Наталья Майбурова.